Наиболее ранние лаки Японии (VI в. н.э.) - китайского производства. Торговые контакты древнеяпонского государства Ямото с Китаем были особенно интенсивны в III-V вв. Но несмотря на то что самым ранним сообщением об изготовлении лака, на которое ссылаются японцы, является кодекс Тайхорё (701 г.), технология производства лака привезена в Японию в VI-VIIвв. до н.э. из Китая через Корею. Ремесленники из этих стран добровольно и принудительно переселялись в Японию, способствуя развитию лакового мастерства. Согласно легенде, одновременно с технологией в Японию было ввезено и само китайское лаковое дерево.
Произведения лакового искусства времени китайской династии Тан (618-907), из коллекций японского императора Сёму (724-748), были помещены после его смерти в императорскую сокровищницу в г. Нара.
В них очевидно сильное корейское влияние. Это музыкальные инструменты с инкрустацией резными посеребренными, позолоченными фигурами или осетровой чешуей, погруженными в сырую лаковую поверхность. Для того чтобы орнамент был виден, толщина верхнего слоя лака, после просушки, уменьшалась полированием при помощи древесного угля. Многие прекрасные образцы VII-VIIIвв., выполненные с применением золота, серебра или перламутра и сохраняемые в Японии, имеют китайское происхождение. Однако известна сабля с ножнами с покрытием из черного лака, украшенная золотом, которая несомненно происходит из Японии. Ее датируют 756 г. В национальном музее Токио хранятся две стрелы, которые относятся к тому же периоду. Упомянутые произведения считают "родоначальниками" собственно японского лакового искусства, но в дальнейшем, несмотря на самостоятельный характер последнего, оно продолжало испытывать сильное китайское влияние.
В 794 г. император Камму (781-806) перенес столицу из г. Нара в г. Хейан-кё (совр. Киото), что послужило поводом к украшению интерьера нового дворца, где особенно примечательным было обильное использование золотого лака. Именно эта техника, makie, отличающаяся от методов и приемов работы китайских мастеров, впоследствии стала отличительной чертой японского национального искусства. Лак в это время стали использовать для украшения важнейших государственных построек. Стала очень популярна инкрустация лаковых изделий перламутром, ценными камнями, кораллами. Лаковая индустрия все больше расширялась,и не позднее 905 г. в Японии были приняты законы, регулировавшие пропорции и количество используемыхв составах лаков материалов. В IX-X вв. широко распространилось изготовление лаковой храмовой и светской утвари, низких столиков, сундуков, шкатулок, музыкальных инструментов, светильников.
С течением времени лаковые техники усложнялись, появлялись все новые и новые; количество компонентов в составах увеличивалось. К настоящему времени сохранились сведения о большом количестве лаковых техник, в которых красочный слой представляет собой композицию из большого количества слоев. Некоторые лаки насчитывают до 200 слоев различных составов, одинаковых между собой только тем, что пленкообразователем их является урушиол. Но почти каждый слой отличается от соседнего составом пигментной части, модификаторов и пластификаторов. Каждая операция по обработке сока, каждый состав, операция нанесения или обработки поверхности имела свое название. Чаще всего использовали черные и красные лаки, иногда нанесенные на слои лаков других оттенков. Технология лакирования строго соответствовала канонам, предписывающим выполнять в каждом конкретном случае только ту или иную операцию, будь то архитектурные детали, гробницы, храмовая скульптура. Нам будет понятно строгое следование канонам буддийского ремесленника и лакировщика при изготовлении предметов культа, если мы вспомним строгое исполнение иконописцами православных уставов при написании иконы. Иконописец не мог изменить последовательность операций при изготовлении левкаса, освящая каждый этап своей работы; также восточный ремесленник не мог "случайно перепутать" последовательность нанесения различных по составу лаковых слоев. Вырезанную из дерева заготовку Будды мастер уже называл "сущностью", и процесс окрашивания был, по существу, "проявлением" из дерева божества. Для верующего человека было естественным и непреложным, что тело божественной сущности Будды должно быть только золотым. Именно поэтому цветные лаковые слои одежд Будды находятся поверх золотого покрытия. (Часто, не учитывая сакральный смысл предмета, при атрибуции произведения этот факт приводили в качестве аргумента позднего поновления предмета и удаляли авторские слои одежд при реставрации.)
Со временем связующее лаков стали применять не только для покрытий, но и в качестве армированного полимера, пропитывая им кожу, ткани, бамбук, папье-маше. В Японии им укрепляли ткани, из которых выполняли короны для статуй. Из него стали изготавливать очень легкие, небьющиеся объемные изделия - посуду, чашки, футляры для сутр и др. В Бирме бытовые лаковые изделия постепенно заняли место применявшейся ранее керамической посуды, и это было вызвано тем, что высохший лак обладает многими характеристиками современных пластмасс. В Бирме его использовали чрезвычайно широко: коробочки, контейнеры, книжные переплеты, страницы книг, шляпы, музыкальные инструменты, зонтики, архитектурные украшения, скульптуры, храмы, фурнитура, даже гробы были покрыты лаком. Твердость к удару лака такова, что в Японии им покрывали военные доспехи и оружие.
Но самым замечательным в период Нара (645-794) стало изготовление лаковой скульптуры прекрасного качества. Она ориентировалась на высокие образцы танского Китая, но ее развитию способствовали идеалы японского общества, со свойственными ему представлениями о красоте. Первоначально японская лаковая скульптура имитировала бронзовую - в трактовке поверхности и ее золочения. Но по мере строительства монастырей скульптуры стали раскрашивать в канонические или близкие к естественным тона. Процесс изготовления был привнесен из Китая, но в короткий срок японской лаковой скульптуре стало присуще такое высокое качество, что она потеснила собой скульптуру, выполненную из дерева. Сделанные в технике kanshitsu фигура или сосуд состоят из многих слоев смоченной лаком ткани, уложенной на основу. Детали поверхности делали смесью из лака, золы, опилок, измельченного глиняного камня и других материалов.
В правление династии Сун (960-1279) лаковая индустрия Китая все более развивалась, а использование золотого и серебряного лака в дворцовой утвари стало рекордным. Основными центрами лакового производства были Цзясин и Сучжоу. Типичные лаковые коробочки периода ранней Сун имеют окраску цвета "рога носорога" (оттенки коричневого) или черного и красного цветов с включениями золотой пыли или серебряной проволоки. Они являются одними из самых распространенных и известных образцов лакового искусства этого периода. К концу правления династии лаковую продукцию из порта Цюаньчжоу завезли на Яву, в Персию и Мекку [8]. Постепенно искусство лакирования проникло в Индокитай: Вьетнам, Лаос и Таиланд. Во времена династии Юань (1271-1368) китайские авторы писали, что наряду с существованием резных красных лаков появились так называемые проколотые лаки, инкрустированные перламутром. Изделия из красного резного лака (коробки, подносы, ширмы, шкафы, столы, троны и т.д.) украшали сложной многоплановой резьбой с изображением цветов и растений. Но существовали и расписные лаки, покрытые золотыми и цветочными узорами, дополненные инкрустацией. Ими покрывали ширмы, мебель, панно, а главным центром их изготовления был г. Фучжоу. Стала развиваться роспись по прорезанному черному лаковому фону (впоследствии эти лаки стали называть "коромандельские").